РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 

сайт

 

"РУССКiЙ МiРЯНИНЪ"

КОНТАКТЫ:

E-mail: sovetmiryan@gmail.com

УТВЕРЖЕННАЯ ГРАМОТА

1613 года[1]

 

Великого Господа Бога Отца, страшнаго, и всесилнаго и вся содержащаго, пребывающего во свете неприступнем, в превелицей, и в превысочайшей, и велелепной и святей славе величествия Своего, седящаго на престоле херувимстем с превечным и единородным Своим Сыном, Господем нашим Исусом Христом, и з божественным и животворящим Своим Духом, Им же вся освящаютца, единосущныя и неразделныя Троица, равно божественныя, и равночестныя, и равносопрестолныя, и равносилныя, и равносоветныя, и равнодейственныя, и равносущныя, и соприсносущныя, и собезначалные, и единоначалные и трисоставные, и неразделныя, в триех составех единаго божества, Царя царствующим и Господа господствующим, непреодоленнаго и всякие силы крепчайшего, Им же царие царствуют и велицыи величаютца, сего в Троице приснославимаго Бога нашего недоумеваемыми и недоведомыми судбами и неизреченным премудрым промыслом всяко создание от небытия в бытие создаваетца, и от несущих в существо приводитца, и от рода в род летами исчитаютца. От Него же приимша земля наша Руская своими государи обладаема быти; их же великих государей царей Российских, корень изыде от превысочайшего цесарского престола и прекрасноцветущего и пресветлаго корени Августа кесаря обладающаго всею вселенною.

Первый княз великий Рюрик содержаше скифетр великого Росийскаго государства в великом Новеграде. По нем дерзосердый в храбрских ополчениях сын его, князь великий Игорь, послушны себе учинил царствующего града Костентинаполя Греческих царей на них же и дань взимаше, и из великого Новаграда в преславный град Киев преселися. По Игоре же содержаше Росийское государство в Киеве сын его, князь великий Святослав, исполнен храбрского подвига, и по Дунаю восмьдесят градов облаадаше. Сии трое Росийские государи беша до крещения, понеже Руская земля бяше во тме неверия, и омраченна прелестию кумирослужения.

По Святославе возсия звезда пресветлая, великий государь, сын его, князь великий Владимер Святославич, тму неверия просвети, и прелесть кумирослужения отгна, и всю Рускую землю просвети святым крещением, иже равноапостолен наречеся, и разширения ради своих государств самодержавный именован бысть, ныне же ото всех поклоняем и прославляем. По великом государи Владимере самодержавство восприим, скифетр Росийскаго царствия, сын его князь великий, храбрый Ярослав Владимерович иже Болеслава короля победи и Греков послушных сотвори. По нем на Росийском государстве седе сын его князь великий Всеволод Ярославич, иже над Половцы и над Печенеги преславную победу показа, и государство свое крепце соблюде. По Всеволоде приим скифетр во обдержание Росийскаго государства сын его князь великий Владимер Всеволодич, и своим храбрским подвигом Фракию Царяграда поплени, и превысочайшую честь царский венец и диадиму от Греческаго царя Костентина Манамаха восприим, сего ради и Манамах наречеся; от него же вси Росийские великие государи царствия венцем венчахуся. По великом государе Владимере Манамахе приим скифетр Росийскаго царствия сын его князь великий Юрьи Владимерович Долгорукой, и благочестием просия, и все хрестьянство в покое и в тишине соблюде. По нем седе на Росийском государстве в Володимере сын его, князь великий Всеволод Юрьевич, рачитель благочестию, и крепкий поборник за святые церкви и о святой православной хрестьянской вере. По Всеволоде содержаше скифетр Росийскаго государства сын его князь великий Ярослав Всеволодич, его же соблюде Бог от Батыя в великом Новеграде и з детки, и по пленении безбожнаго Батыя святую и непорочную хрестьянскую веру разпространи, и святые церкви паки обнови. По нем великого Росийскаго государства восприим скифетр сын его храбрый князь великий Александр Ярославич, иже над Германы показа преславную победу на Неве, и на хрестьянскую веру безбожного Беркая царя лвояростный гнев в орде укроти, и по смерти даром чюдесы от Бога прославлен.

По великом государе Олександре Невском сын его князь великий Данил Олександрович от Владимеря преселися на Москву, и царствия скифетр на ней утверди, и превысочайший престол царствия в ней устрои, иже суть и до ныне Богом хранимо и соблюдаемо. По нем восприим скифетр царствующаго града Москвы сын князь великий Иван Данилович, всякими добродетелми и благочестием украшен, и неимущим неоскудную руку всегда простираше, желаше бо вместо пресветлых полат восприяти вечное блаженство небеснаго царствия. По великом князе Иване Даниловиче седе на Росийском государстве сын его князь великий Иван же Иванович, и от безбожных Ординских царей веру хрестьянскую крепце соблюдаше, и все православие в покое и в тишине устрои. По нем восприим скифетр царствия его сын его князь великий Дмитрей Иванович, достохвалный в храбрском подвиге и преславный в победе, иже победи безбожного Мамая на Дону, и всю Рускую землю в тихости и немятежно устрои. По великом государе Дмитрее Ивановиче Донском восприим в содержание  хоругви великого Росийскаго государства сын его князь великий Василей Дмитреевич, и добродетелнаго ради его жития прослави его Бог, а Рускую землю и все православие помилова от нахожения безбожнаго Темир-Аксака, пришествием чюдотворнаго образа пречистыя Своея Матере, его же богогласный Лука написа. По нем седе на Москве сын его князь великий Василей Васильевич и Рускую землю от иноверных крепце соблюдаше, и за истинную хрестьянскую веру, и за святые церкви и за все православие от безбожных Агарян в плен ят бысть, и паки на свое государство возвращен бысть. По великом князе Василье восприим скифетр великого Росийскаго государства великий государь сын его князь великий Иван Васильевич, и своим премудрым разумом и осмотрением свое великое государство роспрастранил, Росийскаго государства древние многие городы, которые после Батыева пленения к Полскому королевству отошли, паки к себе привлече, и отчину свою великий Новград крепко и неподвижно устрои, и самодержец именован бысть. По великом государе Иване хоругви великого Росийскаго государства восприя сын его князь великий Василей Иванович, и бодроопасным своим обдержателством всю Рускую землю в покое и в тишине ото иноверных содержаше, и прародителей своих отчину, великое княжество Смоленское, от Полского королевства отторже, и к себе привлече и послушны сотвори.

А по великом государе Василье Ивановиче приим скифетр великого Росийскаго царствия сын его храбрый великий государь царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии самодержец, благочестию рачитель, и по крестьянской вере крепкой поборник, и в своих государственных чинех и поведениях премудр, и высочайшую честь и вышехвалную славу царствия венец на главу свою восприят, его же взыска от древних лет, от прародителя своего великого государя от Владимера Манамаха; и от премудраго его разума и от храбрского подвига вси окрестные государства имени его трепетали, зане знаменит бе и храбр, и в победах страшен, и мусулманские государства, царство Казанское, и царство Астороханское и царство Сибирское, под свою высокую руку покори, и в плену держимых хрестьян тмочисленных свободи; ноипаче же от потрясения меча ево Германсти и родове устрашишася. По великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче, всеа Русии самодержеце, от его царского прекрасноцветущего корени пресветлая и преславная ветвь, от Бога данные и благочестивые супруги, от великие государыни нашея царицы и великие княгини Настасеи Романовны Юрьева, процвете сын его государь наш, благоверный великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси самодержец. Восприим скифетр Росийскаго царствия, и своим царским бодроопасным осмотрением во всем своем великом Росийском царстве благочестие крепце соблюдаше, и все православное хрестьянство в покое и в тишине, и во благоденственном житие тихо и немятежно устрои, и во всех его царских великих государствах Росийскаго царствия радостная, и светлая и веселия везде исполненна бяше; царствующий же град Москва тогда возвеличися, и преумножися и всеми благими на вселенней цветяше превыше всех великих государств. И славно бысть имя великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, во всей вселенной, честь и слава величествия его возвысися и прославися, и все великие государи хрестьянские и мусулманские ему, великому государю, любочесные дары приношаху, по его царского величества достоянию, и в дружбе и в любви с его царским величеством быти желаху; а которые его царского величества окрестные недруги и непослушники, те все у его превысочайшие царские степени величества послушны и в рабском послужение учинилися, и великого его Росийскаго царствия отторженые грады от его великого государства многими леты паки во своя возврати. И ради добродетелнаго его жития и милостиваго царского нрава в своих государствах ко всем человеком неоскудные реки милосердия изливаше, по своему царскому милосердому обычею, и во всем бысть земный ангел и небеснаго пресветлаго рая житель. И грех ради наших всего православнаго хрестьянства Росийскаго царствия Господь Бог праведным Своим судом превысочайшего и преславнаго корени Августа кесаря Римского прекрасноцветущую и пресветлую ветвь в наследие великого Росийскаго царствия не произведе; едину бо ветвь царского своего изращения от своея благозаконные супруги благоверные и христолюбивые великие государыни царицы и великие княгини Ирины Федоровны всеа Русии имяше дщерь благоверную царевну и великую княжну Феодосию, и сия Вседержителя Господа Бога святым Его праведным судом, преже преставления его царского величества, в будущий и некончаемый век небеснаго царствия отыде.

Царствова же великий государь царь и великий князь Федор Иванович, всеа Русии самодержец, на своих великих государствах Росийскаго царствия четыренадесят лет; а после себя великий государь наш царь и великий князь Федор Иванович, всеа Русии самодержец, на всех своих великих государствах скифетродержания Росийскаго царствия оставль свою благоверную великую государыню нашу царицу и великую княгиню Ирину Федоровну всеа Русии, а душу свою праведную приказал отцу своему и богомолцу, святейшему Иеву, патриарху Московскому и всеа Русии, да брату своему царскому Федору Микитичю Романову, да шурину своему, а великие государыни царицы и великие княгини Ирины Федоровны веси Русии брату, Борису Федоровичю Годунову. И благоверная великая государыня наша царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии, по преставлении великого государя нашего царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, на великих своих государствах Росийскаго царствия не изволила быти; а изволила, по своему обещанью, а к Богу по великой вере и душевному желанию, оставити превысочайшую царскую честь, и славу и высоту великого Росийскаго царствия, восприяти иноческий ангилский образ, будущих ради благ превечнаго царствия воздаяния. Изыде от своих царских пресветлых полат, и вниде в пречестную великую обитель пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Одигитрея, Нового девича монастыря, тихое и безмолвное иноческое житие изволила принять, земное царство пременив; а благолепным пременением единаго Христа возлюби и восприим пресветлый ангилский образ, наследия ради вечных будущих благ небеснаго царствия, и нареченна бысть во ангилском образе Александра. А по восприятии иноческаго ангилского образа великая государыня царица и великая княгиня иноко Олександра Федоровна всеа Русии, по умолению первопрестолнейшего святейшего Иева патриарха Московскаго и всеа Русии, и митрополитов, и архиепискупов, и епискупов, и архимаритов, и игуменов и всего вселенскаго собора, а по челобитью и прошению боляр, и дворян, и приказных людей, и всего христолюбиваго воинства, и гостей, и всех православных хрестьян царствующего града Москвы и всея великие Руские земли, на Владимерское и на Московское государства и на царства Казанское, и Астороханское и Сибирское, и на все великие и преславные государства всего великого Росийскаго царствия благословила государем царем и великим князем, всеа Русии самодержцем, брата своего родново Бориса Федоровича Годунова. Великий же государь царь и великий князь Борис Федорович, всеа Русии самодержец, по благословению сестры своей великие государыни царицы и великие княгини иноки Александры Федоровны всеа Русии и по умолению и по благословению же великого первопрестолнейшего святейшего Иева патриарха Московскаго и всеа Русии, и митрополитов, и архиепискупов, и епискупов и всего освященнаго собора, и бояр, и дворян и всего христолюбиваго воинства, и гостей и торговых людей, и всех православных хрестьян всего великого Росийскаго государства, венчася на великие государства на Владимерское и на Московское, и на государства Казанское, и Астороханское и Сибирское, и на все великие и преславные государства всего Росийскаго царьствия, от руки первопрестолнейшего великаго святейшего кир Иева патриарха Московскаго и всеа Русии, царским венцом и диадимою, по древнему обычею; и правяше скифетр великого Росийскаго царствия семь лет во всем благочестиво и бодроопасно.

И при его же великого государя нашего царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии скифетродержании, и за умножение грех наших, Богу попущающу, а врагу действующу, начало злу сему бысть от коруны Полские и великого княжества Литовского, от Жигимонта короля и от панов рад; понеже в лето 7110-го убежа изо обители арханьила Михаила, еже ся нарицает Чюдов, диякон чорной Григорей Отрепьев, а в мире сего богоотступника и проклятого еретика звали Юшком, сына боярского Галиченина Богданов сын Отрепьева, и в Киеве и в пределех его и там во иноцех дияконствующу, и в чернокнижество обратися, и ангелской образ сверже и обруга, и по действу диаволю отступи зело от Бога, и рукописание врагом дав на ся, аще станетца царского венца действом, и хто чюж благодати Божия будет на веки. И мечтами бесовскими нача сказыватися достохвалного и великаго государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии сыном царевичем Дмитреем; и достиже коруны Полские и великого княжества Литовского короля Жигимонта и панов-рад. Жигимонт же корол и паны-рада, хотя Московское государство в межьусобье видети, тому злобесному псу из своих сокровищ на вспоможение даша злата и сребра, и множество вои; и, за вспоможением Полского Жигимонта короля и панов-рад, той проклятый еретик Розстрига достиже Северских предел Росийскаго царствия. А в то же время, грех ради наших, великий государь наш царь и великий князь Борис Федорович, всеа Русии самодержец, оставя земное царство, отыде в вечное блаженство; а на Владимерском и на Московском государстве и на всех великих преславных государствах Росийскаго царствия оставль супругу свою царицу и великую княгиню Марью Григореьевну всеа Русии, да сына своего царевича Федора Борисовича всеа Русии. А тот скаредный и проклятый еретик, розстрига Гришка Отрепьев, слыша царя Борисову смерть, ноипаче по вражию действу нача на зло простиратися, и простых и незнающих людей прелщати своими бесовскими мечтами. И великое Росийское царство, по злой его вражье прелести, яко море восколебася, и неистовыя глаголы, яко свирепыя волны, возшумеша, и неукротимо и ни направляемо, аще и кормчий мудри беша, но ярость моря сих повреди, и суетну мудрость их сотвори, и во своя стремления все обрати; начальныи же бояре и стратиги суетному волнению противишася, но ничтоже успеша суровому народскому глаголанию: мнози бо от ярости дыша и пострадала от бесчинных, и нелепые их словеса, яко стрелы, с смертным ядом летаху на ня, и не точию словеса, и раны злыя воздаяху на ня.

И достиже той злобесный пес царствующего града Москвы, и царевича Федора Борисовича с матерью и с сестрою, яко неких злодеев, во юзах затворяет во едином от царских домов; а потом царевича и с матерью злой смерти удавлению предает, а сестру его царевну Ксению, постригши, в заточение отсылает. А сам злодей, по вражью действу, царского венца коснуся, и первопрестолнейшего и великого святейшего кир Иева патриарха Московскаго и всеа Русии с великим бесчестием с престола низвергает и из святителскаго сану обнажает; в него же место, не яко пастыря, но яко волка и хишника, своему бесованию единомышленника, Игнатея именуема, иже преже бе в Резанских пределех епискупом, на великий святителский престол возводит, и церковныя пастыря и строителя. И многих Московскаго государства людей, зле мучивши, смерти предает, а иных во юзах в темницы и в заточенье отсылает; понеже бо мнози во мнисех и в дияконех его знаяху, и хотя его злокозненную ересь обличати. Потом же тот сын диявол царские хранилища росточает и предивные вещи царского достояния, и множество злата и сребра, и всяких предивных вещей бесчисленно отсылает королю Полскому и к паном-раде. И многая латынская учителя с собою приведе не точню ис Польши, но и из Риму от папы, еже бы како разорити истинная наша непорочная православная хрестьянская вера греческаго закона, и утвердити прелестная учения латынская, и иная злая умыслив окаянный и проклятый богоотступник. И взем за ся проклятый у поляка воеводы Сендомирского, дщерь Римские ереси, и не крестив, повеле венчати ю царским венцом в соборной и апостолской церкве, и освященным миром некрещенную помазати на праге в царских дверех; и многих злых еретиков в соборный храм Матере Божия введе те колвинцов, и новокщенцов, и ариян, и люторей и римлян, и не токмо сих, и богоубийц жидов на осквернение храма приведе. И виде сия злая его дела, и злаго и смердящего пса, богоотступника и волхва на царском славном престоле седящаго, Московскаго государства бояре, и воеводы, и весь царский синклит и всенародное множество всего Московскаго государства, возрыдав и востенав от серца, и слезы ото очию, яко быстрина вод, изливашеся, совокупившеся и обличивше его проклятово вражию прелесть, и царицу и великую княгиню иноко Марфу всенародным множеством воспросивше. Она же всеявно исповеда, яко сын ее царевич Дмитрей на Углече, повелением Бориса Годунова, яко незлобивое агня, заклан бысть в 99-м году, и своима рукама она многострадалное его тело погребе, и образ лица его из сокровищ своих изнесе, паче же бояром глаголюще, яко мнози самовидцы погребению его быша, и доныне лежат мощи его на Углече, чюдеса деюще бесчисленна; сего же смердящаго пса и злаго аспида не вем откуду прииде, исповедати же не смеюще долго время, бояшеся злаго прещения его, и женскою немощию обдержима, мужественно дерзнути не смеяше. Нагия же все тоже исповевда. Тогда многособранное воинство и весь народ Росийскаго государства, прося от вышнего Бога помощи и храбростию распалавшеся, мужественно дерзаху на разорителя веры нашея истинныя, не в бронех, ни со оружии, но с помощью всесильнаго Бога; врази же веры нашея спяти быша и падоша, злаго же и проклятаго волхва и богоотступника, и смердящего пса Гришку Отрепьева злой смерти предаша и на обличение всему народу среди града положиша, яко да и прочии видевше, уверятца истинно.

А потом митрополиты, и архиепискупы, и епискупы, и архимариты, и игумены и весь освященный собор, и бояре, и окольничие, и дворяне, и дети боярские, и все христолюбивое воинство, и гости, и торговые и всякие люди Московскаго государства, советовав меж себя, били челом Московскаго государства великому боярину князю Василею Ивановичю Шуйскому, понеже он родителю своих от благочестива корени суша, да приимет скипетр Росийскаго царствия. Великий же государь князь Василей Иванович на моление народа уклонися. И советовав великий государь со всем освященным собором, и поговоря з бояры, и со всем христолюбивым воинством и со всеми людми Московскаго государства, послал на Углеч по мощи царевича Дмитрея Ивановича Ростовского и Ярославскаго митрополита Филарета, еже бысть преже боярин Федор Микитич Романов, а по зависти дияволи от царя Бориса невинно бысть во изгнании и в заточении, и там восприя ангилский образ для будущих вечных благ, да бояр князя Ивана Михайловича Воротынскаго с товарыщи.

А сам великий государь царь и великий князь Василей Иванович, всеа Русии самодержец, прося у Вседержителя Бога милости, венчался царским венцом и диадимою, по древнему их царскому чину и достоянию. А Полского Жигимонта короля послов, которые присланы были к проклятому еретику к Ростриге от него на свадьбу в послех, Миколая Малогоского, да Олександра Гасевского, и воеводы Сендомирского з дочерью и с приятели их, и всех Полских и Литовских людей, которые присланы были от Жигимонта короля и от панов-рад Московскому государству и нашей истинной вере хрестьянской на разоренье, за их многие грубости, побити их всенародному множеству не дал и, до обсылки з Жигимонтом королем, велел им кормы давати, и почесть во всем чинити по их достоинству. А к Жигимонту королю Польскому и к великому князю Литовскому, великий государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии послал государство свое обестити, и о неправдах его и панов-рад к Московскому государству, что наслал за крестным целованьем на Московское государство богоотступника Гришку Отрепьева, выговорити посланников своих дворенина и намесника Елатомского князя Григорья Волконского, да дьяка Ондрея Иванова. И Жигимонт король посланников князя Григорья и дияка Ондрея к государю отпустил. А люди его князь Роман Ружинской, да Олександро Збаровской, да князь Адам Вишневетцкой, да Ян Петр Сопега со многими с Польскими и с Литовскими людми, по его же королевскому злому умышленью, назвав другово вора в того же убитово вора в Ростригино место, пришли с ним под царствующий град Москву, и многое разоренье и межъусобье Московскому государству, и крестьянское бесчисленное кроворозлитие учинили. А Жигимонт король прислал к царю Василью посланников своих Станислава Витовского, войского Парцевского, да князя Яна з Друтцка Соколинского, секретарей и дворян своих. И те посланники да с ними, которые от Жигимонта же короля присланы в Московское государство к Ростриге к Гришке Отрепьеву в послех, Миколай Малогоской, да Олександро Гасевской, учинили меж великого государя нашего царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, и меж Жигимонта короля, и меж их великих государств перемирея на три годы и на одиннатцат месяц, з 20-го числа июля месяца 116-гo году, да июня по 20-е число 120-го году, что в те перемирные лета рати и войне на обе стороны не быти, и войны и никакого задору не всчинати, и ничем не зацепляти, а тех Полских и Литовских людей князя Романа Ружинского с товарыщи, которые в Московском государстве с вором воруют, из Московского государства вывести вон вскоре; да которые будет и иные Полские и Литовские люди пошли в Московское государство воинским и воровским обычаем, и Жигимонту королю и его государствам тех всех людей из Московского государства воротити тот же час, и вперед в те перемирные лета никакова человека в Московское государство из своих государств воинским обычаем, для всякого воровства, никоторым умышленьем не пропущати. И то перемирье и крестным целованьем на том на всем было закреплено. И Жигимонт король того перемирья нимало не здержал, Полских и Литовских людей, которые были с вором, князя Романа Ружинского с товарыщи, из Московского государства от вора вывести не велел, и на Московское государство войну всчал: сам пришел в Московское государство к городу Смоленску, а многих Полских и Литовских и Неметцких людей, з гетманом коруны Полские с Станиславом Желковским да с ызменником Московского государства с Ывашком Салтыковым с товарыщи, прислал под царствующий град Москву, и чтоб Московскаго государства всякие люди взяли на государство сына его, королевича Владислава. Да и лист статейной Жигимонт король, за своею рукою и за печатью, к нам бояром и ко всему Московскому государству прислал, как сыну его Владиславу королевичю быти на Московском государстве, и венчатися было на Московское государство царским венцом и диадимою от руки патриарха Московскаго по древнему обычею, и истинные нашие православные хрестьянские веры греческаго закона ничим не рушити, и святых Божиих церквей, и целбоносных гробов и тела святых чтити и ничем не рушити; также и святейшего патриарха, и митрополитов, и архиепискупов, и епискупов и весь духовный чин во всем почитати и в чести держать.

И Московскаго государства люди, которые в то время были на Москве, слыша такое Жигимонта короля, за его королевскою рукою, писмо, тому поверили, и били челом великому государю своему царю и великому князю Василью Ивановичю всеа Русии, чтоб он великий государь, для покою хрестьянского, государство свое отставил. И царь Василей, по челобитью нашему и всяких людей Московскаго государства, которые в то время были на Москве, и для покою хрестьянского, государство отставил. Преосвященный же Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский, выыехав на Лобное место, взывая всенародное множество всех православных крестьян, и укрепляя их, глаголя: «не прельщайтеся злым прелестным королевским листом, никако то истинна быти не может; то мне самому подлинно ведомо, что королевское злое умышленье над Московским государством, хотя Московским государством с сыном к Польше и к Литве завладети, и наша истинную непорочную хрестьянскую веру разорити, а свою латынскую веру во всем Московском государстве утвердити». Московского же государства бояре, и воеводы, и дворяне и всяких чинов люди, не послушав преосвященнаго митрополита Филарета Ростовскаго и Ярославскаго укрепления, изобрали были на Московское государство Жигимонта короля Полского и великого князя Литовского сына, королевича Владислава, и с корунным гетманом с Станиславом Желковским о всех статьях, как королевичю быти на Московском государстве, против королевского листа договор учинили, и записми и крестным целованьем укрепилися. А о которых статьях з гетманом с корунным с Станиславом Желковским не договорилися, и о тех статьях к Жигимонту королю под Смоленеск с Москвы от святейшего Ермогена, патриарха Московскаго и всеа Русии, и ото всего освященнаго собора, и от бояр и ото всяких людей всего Росийскаго царствия, послали в послех Филарета, митрополита Ростовского и Ярославского, да боярина князя Василья Васильевича Голицына с товарыщи, и дворян и всяких чинов людей. А Жигимонту королю от Смоленска было отойти прочь в свою землю, и Полских и Литовских людей никакова человека до королевича в Москву не впускати. Да в те же поры от Жигимонта короля приехали ис под Смоленска: крестопреступник и изменник Московскому государству Михайло Глебов сын Салтыков, да князь Василей Михайлов сын Мосалской, да дьяк Иван Грамотен, да торговой детина Федка Ондронов с своими советники, да от короля к Москве на уряд Олександро Гасевской с королевскими листы, и учали быти, по королевскому веленью, в Московском государстве владетели. И умысли меж себя злодеи, будто для береженья, оманом Полских и Литовских и Неметцких людей з гетманом с Станиславом Желковским, и с полковники и с ротмистры ввели в Москву в каменые городы. А государя нашего царя Василья Ивановича гетман корунной взяв отвез к Жигимонту королю под Смоленеск и з братьею его, через крестное свое целованье. А Михайло Салтыков, да Федка Ондронов с своими советники, да Олександро Гасевской, забыв гетмана корунново и полковников и ротмистров крестного целованья, учали в Московском государстве всяких людей прелщати и приводити на то, чтоб всякие люди в Московском государстве целовали крест Жигимонту королю, мимо сына его Владислава королевича, и быти б Московскому государству под Жигимонтом королем к Полше и к Литве. А Полские и Литовские люди, которые были на Москве и по городом, по совету Московскаго государства изменников, Михайла Салтыкова с товарыщи, многие зборы денежные и кормы немерные почали збирати, и Московских городовых всех ворот ключи, и на городе наряд, и зелье, и свинец и пушечные ядра. И в казне наряд же, и зелье, и свинец и всякие пушечные запасы взяли к себе, и по всем городовым воротам и по улицам у решеток сторожей учинили Полских и Литовских и Неметцких людей; и посадцким и жилетцким людем, и волостным крестьяном почали великие налоги, и насильства и позоры чинити: от мужей жон, и от отцов и от матерей нескверных девиц к себе на позор имати, и нашей православной вере греческаго закона поруганье делати, и церкви Божии оскверняти, и по святым иконам ис пищалей стрелять, и на поругание честных икон очи вертети и колоти, и всякое поруганье чинити, и костелы Римские по всему царствующему граду Москве ставить, и своя злыя латынские ереси разпространяти и утвержати, и Московской народ своими злыми проклятыми учители прелщати, и к своей злой латынской вере приводити.

И царствующего града Москвы всякие люди, видя над собою такое зло от Полских и от Литовских людей, от горести серца возстенав, приходили к святейшему Ермогену, патриарху Московскому и всеа Русии, и к бояром с великим плачем и рыданием, чтоб он, великий святитель, на них бедных и насилуемых призрил, и за Богом избранное стадо свое стал, волком и хищником в расхищение не дал. И великий святейший Ермоген, патриарх Московский и всеа Русии, видев сию богопускную язву над великим Росийским государством, и латынскую прелесть розливающуся, и веру конечно нашу погибающу, разжегся любовию по Христе, и поборая по нашей истинной православной хрестьянской вере греческаго закона, как есть истинный пастырь наш и учитель, не хотя дать Богом избраннаго стада своего волком и хищником в расхищение, укрепяся верою, яко лев распалався по Христове церкве, рыкая и вопреки глагола не обинуяся Московскаго государства изменником Михаилу Салтыкову, да Федке Ондронову с товарыщи, и королевскому правителю Олександру Гасевскому: «вскую шатаетеся, безумнии! Почто тщенным поучаетеся, и на Христову правую истинную веру и на Его люди воставаете, не зная праведныя воли Божия?» И беспрестани в их злых делех их обличал, и многое от них злодеев бесчестие и тесноту претерпевал, аки крепкий адамант, а обличати их в их злых делех не престал; и всенародное множество всего Росийскаго царствия, всех православных хрестьян, дерзостно взывает, и к подвигом устремлятися повелевает, к Творцу и Содетелю все упование свое возложив, яко близ есте всем призывающим Его, Тогда Сын и Слово Божие коснуся сердец всех православных крестьян. Они же злодеи нимало на то великого святейшего Ермогена, патриарха Московскаго и всеа Русии, обличение преклоншеся, ни страха Божия боящеся, ни страшнаго Христова пришествия судити и воздати комуждо по делом его чающе, ноипаче на всякое зло нача простиратися: царствующий град Москву, во всем Росийском царствии мать градовом деревяной и каменой болшой город, выжгли и высекли не крестьянским обычаем; и церкви Божии, в которых из давних лет славилося имя Божие и за весь мир жертва Богу приносилася, и монастыри осквернили и разорили, и многоцелебные мощи великих Московских чюдотворцов обругали и образы и чюдотворцовы раки обдирали и ломали, и всякое осквернение и поругание нашей православной крестьянской вере греческаго закона починили, и дерзосердаго страдалца, великого святейшего Ермогена, патриарха Московскаго и всеа Русии, непобедимаго, крепкаго в православии столпа, и новаго во святых исповедника, и непоколебимаго поборника по нашей истинной православной вере греческаго закона, с великим бесчестием с престола свергли и из святителскаго сану обнажили, и в заточение посадя, злою мучителскою смертию не крестьянски уморили; а священнический и иноческий чин, и бояр, князя Ондрея Васильевича Голицына, и иных бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких служилых людей, и гостей, и торговых, и жилетцких всяких и простых людей бесчисленное хрестьянское множество, мужеска полу и женска, и нескверных младенец побили мучителески, и кровь многую хрестьянскую по всему царствующему граду Москве невинно пролили. А царскую казну, многое собрание из давных лет прежних великих государей наших, царей Росийских, и их царские утвари, царские шапки и коруны, и их всякое царское достояние, и чюдотворные образы к Жигимонту королю отослали, а досталную царскую казну, и в церквах Божиих и в монастырех, и в домех, и в лавках и в погребех многие неисчетные богатества Московских всяких людей пограбя, по себе розделили. А многих великих родов, блаженные памяти царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси, племянника Михайла Федоровича Романова-Юрьева, и бояр, и окольничих, и дворян, и дияков и всяких чинов всяких людей, захватили в городе в Китае и в Кремле, и держали их в неволе, а иных за крепкими приставы. И видя такому великому и преславному Московскому государству от Жигимонта короля Полского, и от его Полских и от Литовских людей конечное разоренье, и православной хрестьянской вере поруганье, и святым местом осквернение, хто не восплачет и не возрыдает? Превыше бо бысть сие зло Вифлиомскаго плача от беззаконнаго детоубийца Ирода: там бо младенцы токмо

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz