РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 

сайт

 

"РУССКiЙ МiРЯНИНЪ"

КОНТАКТЫ:

E-mail: sovetmiryan@gmail.com

О сути Утверженной грамоты

Земского Церковно-Государственного Собора

и Соборного Уложения 1613 года

 

В первой половине 1613 года в Русской Православной Церкви проходил Ее Освященный Собор. Это был полноценный Канонически законный Поместный Собор Русской Православной Церкви. В то же время, Освященный Собор являлся духовным ядром проходившего тогда же Земского Церковно-Государственного Собора всей Земли Русской. И Христос Бог установил через решение Освященного Собора Русской Православной Церкви 1613 года в качестве Церковного Канона для Поместной Русской Церкви Соборное Уложение об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова и его Царских детей, которое закреплено «Утвержденной грамотой» (далее – «У.Г.», ее текст цитируем с издания «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / С предисловием С.А. Белокурова. 2-е изд. М.: Императорское общество истории и древностей Российских при Московском Университете, 1906»). Узнаем подробнее из нижеприведенных слов Утвержденной грамоты о сути Соборного Уложения 1613 года и о событиях, ему предшествующих.

Династия, родоначальником которой был Великий Князь Рюрик, правила русским народом 700 лет, но пресеклась на рубеже 16–17 веков. Согласно Утвержденной грамоте пресечение рода Рюриковичей произошло, как свидетельствуют наши предки, «грех ради наших всего Православнаго Хрестьянства Росийскаго Царствия» (У.Г.). Сын Царя и Великого Князя Ивана Васильевича IV (Грозного) Государь Федор Иванович скончался в 1598 году, не оставив после себя наследников. После этого на Государстве Российском воцарился выборный Царь Борис Федорович Годунов, родной брат жены Государя Федора Ивановича – Царицы Ирины Федоровны. После смерти Царя Бориса Федоровича Годунова (†1605) на Государстве осталась его супруга Царица Марья Григорьевна и его сын Царевич Федор Борисович. Но их 10 июня 1605 года задушили люди Расстриги – иеродиакона-колдуна и самозванца Гришки Отрепьева, лживо назвавшегося Царевичем Дмитрием Ивановичем, которого якобы Бог чудесно уберег от убийства в Угличе. В следующем 1606 году вора и самозванца Лжедмитрия I бояре во главе с Князем Василием Ивановичем Шуйским низложили и убили в Москве. Через две недели на Московское Государство был венчан Царь Василий Иванович Шуйский, однако без общего согласия людей Российского Государства на таковое избрание, которое совершили в спешке лишь ближние люди Князя Василия Ивановича Шуйского, не спросив даже мнения жителей московских. Вследствие этого многие города от Московского Государства отложились. Тогда объявился другой самозванец – Лжедмитрий II, Тушинский вор, которому так же, как и Лжедмитрию I, стали служить во многих русских городах. А польский Король Сигизмунд, пользуясь междоусобием в Русской Земле, направил свои войска в пределы Московского Государства для грабительства и завоевания. В 1610 году последнего Царя из прямых потомков Великого Князя Рюрика Государя Василия Ивановича Шуйского бояре с престола свергли и, враждуя между собой, избрали правителем на Московское Государство польского Королевича Владислава – сына Короля Сигизмунда. После этого была произведена богопротивная присяга бояр и согласных с ними русских людей иноверному и иноземному Королевичу Владиславу. Самозванца же Лжедмитрия II в том же году застрелили в Калуге.

Об этом тяжком времени наши предки так свидетельствуют в Утвержденной грамоте: «Царь Борис сел на Государство, изведчи Государской корень, Царевича Дмитрея; и Бог ему мстил праведнаго и безпорочнаго Государя Царевича Дмитрея Ивановича убиение и кровь богоотступником Гришкою Отрепьевым. А вор Гришка Отрепьев, по своим злым делам, от Бога месть принял, зле живот свой скончал. А как Царь Василей учинился на Московском Государстве; и, по вражью действу, многие городы ему служити не похотели и от Московскаго Государства отложилися. И то все делалося волею Божиею, а всех Православных Хрестьян грехом, во всех людех Московского Государства была рознь и межьусобство» (У.Г.).

Тогда в Русской Земле начался такой хаос, воровство и разбой, каковые были перед этим разве что при нашествии ордынцев. В то страшное время, называемое смутным, а также семибоярщиной, в московском Кремле засели поляки-завоеватели и русские бояре-изменники, посягнувшие уничтожить Православную русскую самобытную государственность. Ужас тех событий отражен в следующем повествовании Утвержденной грамоты: «А Полские и Литовские люди, которые были на Москве и по городом, по совету Московскаго Государства изменников, Михайла Салтыкова с товарыщи, многие зборы денежные и кормы немерные почали збирати, и Московских городовых всех ворот ключи, и на городе наряд, и зелье, и свинец и пушечные ядра. И в казне наряд же, и зелье, и свинец и всякие пушечные запасы взяли к себе, и по всем городовым воротам и по улицам у решеток сторожей учинили Полских и Литовских и Неметцких людей; и посадцким и жилетцким людем, и волостным крестьяном почали великие налоги, и насильства и позоры чинити: от мужей жон, и от отцов и от матерей нескверных девиц к себе на позор имати, и нашей Православной вере Греческаго закона поруганье делати, и церкви Божии оскверняти, и по святым иконам ис пищалей стреляти, и на поругание честных икон очи вертети и колоти, и всякое поруганье чинити, (...) Они же злодеи (...) Царствующий град Москву, во всем Росийском Царствии мать градовом, деревяной и каменой болшой город, выжгли и высекли не Хрестьянским обычаем; и церкви Божии, в которых из давних лет славилося Имя Божие и за весь мир жертва Богу приносилася, и монастыри осквернили и разорили, и многоцелебные мощи великих Московских чюдотворцов обругали и образы и чюдотворцовы раки обдирали и ломали, и всякое осквернение и поругание нашей Православной Хрестьянской вере Греческаго закона починили, и дерзосердаго страдалца, великого святейшего Ермогена, патриарха Московскаго и всеа Русии, непобедимаго, крепкаго в Православии столпа, и новаго во святых исповедника, и непоколебимаго поборника по нашеи истинной Православной вере Греческаго закона, с великим безчестием с престола свергли и из святителскаго сану обнажили, и в заточение посадя, злою мучителскою смертию не Хрестьянски уморили; а священнический и иноческий чин, и бояр, князя Ондрея Васильевича Голицына, и иных бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких служилых людей, и гостей, и торговых, и жилетцких всяких и простых людей безчисленное Хрестьянское множество, мужеска полу и женска, и нескверных младенец побили мучителески, и кровь многую Хрестьянскую по всему Царствующему граду Москве невинно пролили. (...) И видя такому великому и преславному Московскому Государству от Жигимонта Короля Полского, и от его Полских и от Литовских людей конечное разоренье, и Православной Хрестьянской вере поруганье, и святым местом осквернение, хто не восплачет и не возрыдает? (...)  Видя нам такому великому и преславному Хрестьянскому Государству, и святым Божиим церквам, от Полских и Литовских людей разоряющеся и до конца погибающе, и вместо радостных песен плачевные гласы испущающе, еже праведный Бог за грехи наша таких врагов на нас попустил» (У.Г).

После этого русские люди стали осознавать свои пред Богом грехи, за которые Господь Бог «таких врагов на нас попустил», а именно что в нарушение Закона Божия – «Поставь над собою Царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою Царя; не можешь поставить над собою Царем иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17, 15) – избрали над собой правителем иноземного и иноверного польского Королевича Владислава. Венчанного же Православной Церковью на Русское Государство помазанника Божия Царя Василия Ивановича Шуйского бунтовщически низложили и насилием кощунственно как бы постригли в монахи, причем клятвенные монашеские обеты вместо Царя Василия Ивановича произносил другой человек – один из заговорщиков. Также поглумились и над Царской супругой – Царицей Марией Петровной, насильно как бы постриженной в монашество. Потом Царя Василия Ивановича Шуйского отдали в надругательство Королю Сигизмунду в Польшу, где Царь Василий Иванович и скончался. А перед этим за несколько лет русские люди поверили обману Лжедмитрия I, самозванца Гришки Отрепьева, и на Москве его люди бунт учинили, и Царицу Марью Григорьевну и сына ее Царевича Федора Борисовича преступно задушили. А еще ранее русские люди нечестиво попустили на Русский Царский Престол Князя Бориса Федоровича Годунова, который, как было известно, убийством извел младшего сына Государя Царя Ивана Васильевича IV, блаженного Царевича Дмитрия, чтобы самому сесть на Российское Государство после смерти бездетного Царя Федора Ивановича.

Тогда, осознав свои тяжкие грехи пред Господом Богом, как свидетельствует Утвержденная грамота, «всего Росийскаго Царствия всякие люди вместе, меж себя богосоюзной совет учинили, и Крестным целованьем укрепилися на том, что всем Православным Хрестьяном всего Росийскаго Царствия, от мала и до велика, за Королевскую многую ко всему Московскому Государству неправду, и за нашу истинную Православную Хрестьянскую веру Греческаго закона, и за святые Божии церкви, и за многое безчисленное Хрестьянское кроворозлитие, и за разоренье Московского Государства, стояти всем единомышленно; и сына его Владислава Королевича на Московское Государство Государем никак не хотети и Царствующий град Москву от Полских и от Литовских людей очищати, сколько милосердый Бог помочи подаст» (У.Г.).

После этого, «по Божией милости, Московского Государства столник и воевода Княз Дмитрей Михайлович Пожарской, собрався с Цари и с Царевичи [из Царств Казанского, Астраханского и Сибирского – сост.], которые служат в Московском Государстве, и з бояры, и с чашники, и столники, и з дворяны, и з детми боярскими, и с атаманы, и с казаки, и с стрельцы и со всякими многими ратными людми пришел под Москву в сход к боярину и воеводе ко Князю Дмитрею Тимофеевичю Трубетцкому, и по милости всемогущего и всесильнаго, в Троицы славимаго Бога нашего, и Пречистые Его Матери, и великих Московских чюдотворцов молитвою, а службою и раденьем ко всей земле боярина и воеводы Князя Дмитрея Тимофеевича Трубетцкого, да столника и воеводы Князя Дмитрея Михайловича Пожарского, да выборново человека ото всего Московскаго Государства Кузмы Минина, и бояр, и околничих, и чашников, и столников, и дворян, и детей боярских, и атаманов, и казаков, и стрелцов и всех ратных людей, Московское Государство своим мужеством и храбростию, Царствующий град Москву от Полского и от Литовского Короля, и от Полских и от Литовских людей, от их злаго пленения очистили» (У.Г.). Произошло это 25 октября 1612 года, в каковой день все ворота Московского Кремля, находившегося под длительной осадой народного ополчения, стояли настежь отворенными, а польские грабители и русские клятвопреступники-изменники, долгое время хозяйничающие в Кремле, были взяты под стражу. Накануне же 22 октября народным ополчением был очищен от поляков и русских изменников Китай-город[1] и в него торжественно внесли Казанскую икону Божией Матери и всенародно дали обет воздвигнуть в честь Нее церковь, каковую потом и поставили в Китай-городе на Красной площади напротив Никольских ворот. А 24 октября голодавшие поляки и русские изменники, уже решившие сдаться, выпустили из Кремля через Троицкие ворота всех взятых прежде русских заложников.

Уже 21 декабря извещалось по всей Русской Земле об избавлении Москвы от врагов и изменников, а затем были разосланы грамоты по всем городам Московского Государства, чтобы отовсюду прислали в Москву лучших и разумных выборных людей на Собор для «Государского обиранья» (У.Г.), то есть для Соборного обретения  Царя.

В начале 1613 года русские люди вместе с людьми из вошедших в состав Московского Государства Царств Казанского, Астраханского и Сибирского собрали в Москве Земский Церковно-Государственный Собор, то есть Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви вместе с Собором всех остальных сословий Православных людей Земли Русской. На Земский Собор прибыли самые уважаемые избранные люди из всех городов Российского Государства, включающего Царства Казанское, Астраханское и Сибирское. И по свидетельству Утвержденной грамоты: «Как изо всех городов всего Росийскаго Царствия власти и всякий ерейский чин соборне, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и дворяне, и всякие служилые, и посадцкие и уездные всяких чинов люди, для Государского обиранья, в Царствующий град к Москве на совет съехалися, и всещедрый, в Троицы славимый Бог наш, по умолению Пречистыя Своея Богоматери и великих Московских чюдотворцов, не хотя видети всего Православнаго Хрестьянства в конечной погибели, а Православной истинной Хрестьянской веры Греческаго закона (...) во обругании, по Своему человеколюбию, послал Свой Святый Дух в сердца всех Православных Хрестьян всего великого Росийскаго Царствия, от мала и до велика, не токмо в мужественном возрасте, и до ссущих младенец, единомышленной невозвратной совет. И по многие дни на Соборе изо всех городов всего Росийскаго Царствия всякие люди не обинуяся говорили, и единомышленной совет всех городов всяких людей от мала и до велика объявливали, что быти на Владимерском, и на Московском, и на всех великих преславных Росийских Государствах Государем Царем и Великим Князем, всеа Русии Самодержцем, Михайлу Федоровичю Романову-Юрьеву; а Полского и Литовского, и Свейского Королей и Королевичев, и из иных ни из которых Государств, и из Московских родов, и из ыноземцов, которые служат в Московском Государстве, Государем, опричь [то есть кроме – сост.] Михайла Федоровича Романова-Юрьева, никак никому не быти, понеже он, Великий Государь, блаженные памяти хвалам достойнаго Великаго Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича, всея России Самодержца, двоюродного брата Федора Никитича Романова-Юрьева сын» (У.Г.).

Тогда 21 февраля 1613 года в первую неделю Великого поста, в которую святых Отец Православие празднуется, в Успенском Соборе Московского Кремля молился весь Земский Собор Земли Русской: «Московскаго Государства митрополиты, и архиепискупы, и епискупы и весь Освященный Собор, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и дворяне Московские, и приказные люди, и дворяне из городов, и дети боярские, и головы, и сотники, и атаманы, и стрелцы и казаки, и гости, и торговые, и посадцкие и всего Московского Государства всенародное многое безчисленное множество, все Православные Хрестьяне, з женами и з детми и с сущими младенцы, молили всемилостиваго, в Троице славимаго Бога, и Пречистую Его Матерь и всех святых с неутешным плачем, чтоб всемилостивый Бог отовратил от нас праведный Свой гнев, належащий на ны, и призрил милостивным Си оком на люди Своя, сотворший ны, и дал бы нам на Московское Государство Государя Царя праведна и свята, и благочестива, и благородна и Христолюбива, чтоб, по милости Божии, вперед их Царская степень утвердилася на веки, и чтоб было вечно, и твердо, и крепко и неподвижно в род и род на веки» (У.Г.).

После таковой усиленной всенародной покаянной молитвы ко Господу Богу «все Православные Хрестьяне всего Московского Государства, от мала и до велика и до сущих младенец, яко едиными усты, вопияху и взываху, глаголюще, что быти на Владимерском, и на Московском и на Ноугородцком Государствах, и на Царствах Казанском, и на Астороханском и на Сибирском, и на всех великих и преславных Государствах Росийскаго Царствия Государем Царем и Великим Князем, всеа Русии Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных Богом венчанных Росийских Государей Царей, от их Царского благороднаго корени, блаженные памяти и хвалам достойнаго Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича, всеа Русии Самодержца, сродичю, благоцветущие отрасли от благочестива корени родившуся, Михайлу Федоровичю Романову-Юрьеву; да приимет скифетр Росийскаго Царствия, для утвержения истинные нашие Православные веры, и чтоб Господь Бог его Государским призрением во всем Московском Государстве расточеные и разореные исправил, и во едино благочестие совокупил, и межьусобье в Московском Государстве утолил, и вся благая Московскому Государству устроил» (У.Г.).

Тогда, «по данней Благодати от Святаго Духа, вси во единомыслие совокупившеся, и утвердившеся по Христе верою, (...) всего Московскаго Государства всех чинов всякие люди, всенародное безчисленное множество, все Православные Хрестьяне, всяк возраст от мала и до велика, обрали на Владимерское, и на Московское и на Новгородцкое, и на Царство Казанское, и Астороханское и Сибирское, и на все великие преславные Государства Росийскаго Царствия Государем Царем и Великим Князем, всеа Русии Самодержцем, прежних великих благородных, и благоверных и Богом венчанных Росийских Государей Царей от их Царского благородново корени благоцветущую отросль, Михаила Федоровича Романова-Юрьева. А обрав и нарекши его Великого Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича, всеа Русии Самодержца, на Владимерское, и на Московское и на Ноугородцкое Государства, и на Царство Казанское, и Астороханское и Сибирское, и на все великие и преславные Государства Росийскаго Царствия, Московскаго Государства митрополиты, и архиепискупы, и епискупы, и архимариты, и игумены и весь Освященный Собор в Богоспасаемом и в преименитом Царствующем граде Москве, в Соборной Апосталстеи церкве Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, и по монастырем и по всем церквам Царствующего града Москвы пели молебны соборне з звоном, и молили всесильнаго в Троицы славимаго Бога, и Пречистую Его Богоматерь и всех святых о многолетном здравии благовернаго, и христолюбиваго и Богом избраннаго, Великого Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича всеа Русии, что б всемилостивый Господь Бог, от Своея святыя и велелепные славы величествия Своего, послал на него, Великого Государя, Свою святую милость, и умножил бы Господь Бог лет живота его, и Царство его устроил мирно и немятежно, и ото всех враг непоколебимо на веки, и возвысил бы Господь Бог его Царскую десницу надо всеми враги его и недруги, и покорил бы под нозе его вся враги, востающая на ны, и чтоб наша святая и непорочная истинная Православная Хрестьянская вера Греческаго закона во всем Росийском Государстве была нерушима по прежнему, а все бы Православное Хрестьянство было в тишине, и в покое и во благоденстве, и его бы Царское пресветлое имя передо всеми Великими Государи славно было к ощущенью, и к разширенью и к прибавлению великих его Государств, якоже весть святая Его воля, и сподобил бы Господь Бог его, Великого Государя, венчатися Царским венцом и диадимою на все великие и преславные Государства всего Росийскаго Царствия, по древнему обычею» (У.Г.).

Здесь же, в главном храме Русской Земли – Успенском Соборе московского Кремля – весь Земский Собор так присягнул перед Господом Богом с целованием Креста Господня Государю Михаилу Федоровичу Романову и его последующим Царским потомкам «в роды и роды» (У.Г.): «А опричь его, Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии на все Росийские Государства иного Государя, Полского и Литовского, и Неметцкого, и из ыных Государств Царей и Царевичей, и Королей и Королевичей, и из Московского Государства никого, и Маринки и сына ее не хотети, и не обирати и не искати. И на том на всем ему, Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, и его Царице и Великой Княгине, и их Царским детем, которых им, Великим Государем, вперед Бог даст, бояре, и околничие, и чашники, и столники, и стряпчие, и дворяне болшие, и дияки, и дворяне из городов, и дияки ис приказов, и жилцы, и приказные люди, и дети боярские, и головы, и сотники, и атаманы, и казаки, и стрелцы, и пушкари, и гости, и торговые и посадцкие, и всего Московскаго Государства всяких чинов служилые и жилетцкие люди Крест целовали по записи» (У.Г.).

В это время Действием Святаго Духа избранный 16-летний Царь Михаил Федорович Романов со своей матерью Государыней инокиней Марфой Ивановной находился в своей Костромской вотчине в Ипатьевском монастыре. Поэтому Всероссийский Земский Церковно-Государственный Собор, оставаясь ждать в Москве, направил к Царю Михаилу Федоровичу многочисленное посольство во главе с Преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским, и боярином Федором Ивановичем Шереметовым. Когда 13 марта посольство прибыло из Москвы в Ипатьевский монастырь, то «Великий же Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии со многим слезным рыданием отрицаяся, и не хотяше быти на Государстве. Великая же Государыня, старица иноко Марфа Ивановна глаголаше сыну своему, Великому Государю нашему Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю всеа Русии: "Слыши, сыну мой возлюбленный и единородный! Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори"» (У.Г.).

Этим словам, сказанным матерью избранного Государя Царя Михаила Федоровича Государыней инокиней Марфой Ивановной, предшествовали долгие мольбы великого посольства Земского Собора Земли Русской к избранному Царю Михаилу Федоровичу и к его матери, которые долго отказывались от такового Царского избрания, до тех пор, пока не удостоверились, что это Царское избрание есть Божественная воля. Тогда Государыня инокиня Марфа Ивановна в качестве условия ее благословения на Царство своего единственного сына Государя Михаила Федоровича сделала всем людям Земли Русской строгий наказ, каковое условие было принято всеми Православными людьми Государства Российского в лице посольства Всероссийского Земского Собора к Государю Царю Михаилу Федоровичу Романову. Это условие Государыни инокини Марфы Ивановны следующее: «А вы б, бояре, и околничие, и чашники, и столники, и дворяне, и приказные люди, и дворяне ж и дети боярские, и головы стрелетцкие, и атаманы, и казаки, и стрелцы и все христолюбивое воинство, и гости и торговые люди, и все Православные Хрестьяне всего великого Росийскаго Царствия, по своему общему совету, единородному сыну нашему, а своему Богом избранному Государю, Михайлу Федоровичю служили и прямили во всем безо всякого позыбанья; и к вором ни к каким не приставали, и воровства никакого не заводили, и из ыных Государств на Московское Государство иных Государей, и Маринки с сыном, не обирали, и им ни в чем не доброхотали, и с ними ни о чем не ссылалися, по своему волному Крестному целованью, чтоб и досталь наша истинная Православная Хрестьянская вера от иноверцов в попрании, а Московское Государство в конечном разорении не было» (У.Г.).

Тогда Государь Михаил Федорович, «повинуся воле Божии, со многим слезным рыданием и воплем глаголя: "Господи Боже мой милостивый, и прещедрый и человеколюбивый, Царь царствующим и Господь господствующим! Аще угодная сия Твоему человеколюбию, Владыко, буди Твоя святая воля! Твой бо есми раб, спаси мя по милости Твоей, и соблюди по множеству щедрот Твоих; на Тя бо уповахом, спаси мя". И потом глагола к Преосвященному архиепискупу Федориту и всему Вселенскому Собору, и боляром и всяким людем: "аще на то будет воля Божия, буди тако"» (У.Г.). Тогда Земскому Собору сразу отправили грамоту, в которой извещалось о согласии Царя Михаила Федоровича взойти на Русское Государство, каковая грамота пришла в Москву 24 марта.

На очередном заседании Земского Собора, собравшемся 14 апреля, Освященный Собор Русской Православной Церкви своим церковным благословением благословил всех остальных членов Земского Собора «Великому Государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, Царю и Великому Князю Михайлу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, и его благоверной Царице и их Царским детем, которых им, Государем, вперед Бог даст, служити верою и правдою, а зла никоторыми делы на них, Государей наших, не думати и не мыслити, и не изменити им, Государем, ни в чем, на чем им, Государем, (...) животворящий Крест целовали» (У.Г.).

В ответ на таковое благословение Освященного Собора Русской Православной Церкви «Бояре же, и дворяне и весь Царский синглит, и приказные люди, и гости и все Православные Хрестьяне, велегласно вси, яко едиными усты, вопияху глаголюще: "Целовали есмя животворящий Крест, и обет дали и ныне даем Господу Богу, и Пречистой Богородице, и Небесным Силам, и великим чюдотворцом Петру и Олексею и Ионе, и всем святым, и вас святителей и весь Освященный вселенский Собор во свидетельство представляем, что за Великого Государя, Богом почтеннаго, и Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всеа Русии Самодержца, и за его благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за их Царские дети, которых им, Государем, вперед Бог даст, души свои и головы положити и служити им, Государем нашим, верою и правдою, всеми душами своими и головами; и против их Государевых недругов, Полских и Литовских, и Неметцких и Крымских людей, и против их Государевых изменников Ивашка Зарутцкого и иных, битися до смерти; и иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича, всеа Русии Самодержца, и их Царских Детей, которых им, Великим Государем, вперед Бог даст, из иных Государств, и из Московских иноземцов и родов, и Маринки с сыном, не искати и не хотети. А хто похочет, мимо Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича, всеа Русии Самодержца, и его детей, которых им, Государем, вперед Бог даст, искать и хотети иного Государя ис каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, – и нам бояром, и окольничим, и дворяном, и приказным людем, и гостем, и детем боярским и всяким людем, на того изменника стояти всею землею, за один"» (У.Г.).

После того, как Освященный Собор Русской Православной Церкви удостоверился в твердом решении всех людей Российского Государства, собравшихся в Москве изо всех городов Земли Русской на Земский Собор, «митрополиты же, и архиепискупы и епискупы со всем вселенским Освященным Собором, слыша от них сия, паки глаголют к ним: "елма убо [то есть поскольку – сост.] о сем толик обет пред Богом полагаете и обещаетеся, что вам таким к Великому Государю Царю и Великому Князю Михайлу Федоровичю всеа Русии единодушным быти, тем же подобает нам и грамоту Утверженную написавше, утвердитися, и вся, яже глаголемая и действуемая в настоящее сие время, и наши скорби, и разоренье Московскому Государству от Полского и от Неметцкого Королей в ней написавше, нам Государевым богомолцом руки свои приложити, и печати свои привесити, а вам Царского Величества бояром, и околничим, и князем, и воеводам, и дворяном, и всяким приказным людем, и гостем, и выборным людем, которые изо всех городов всего великого Росийскаго Царствия приехали к Москве для государского обиранья, руки свои приложити на болшое утвержение и единомыслие: да будет вперед крепко и неподвижно и стоятелно во веки, как в сей Утверженной грамоте написано и на чем по записи преже сего Крест животворящий целовали"» (У.Г.).

Тогда, «сия же слышав, бояре, и дворяне, и приказные люди, и гости, и Христолюбивое воинство и все Православное Хрестьянство вси единогласно глаголаху: "благословен глагол ваш от Бога, великие святители, пастухи душам нашим! Святаго Духа преисполнени вси глаголы уст ваших, подобает тако быти, якоже глаголете"» (У.Г.). 

Затем, «слышавшее сия митрополиты, и архиепискупы, и епискупы приговор о Утверженной грамоте всего Освященнаго Собора и Государевых боляр, и весь Царский сигклит и Христолюбивое воинство, повеле писати сию Утверженную грамоту, и да незабвенно будет писаное в ней в роды и роды и во веки» (У.Г.).

После издания повеления Освященным Собором Русской Православной Церкви писать Утвержденную грамоту для памяти и утверждения сего приобретения от Бога Царствующего рода, а также для памяти и исполнения данного с целованием Креста Господня обета Господу Богу всего народа Российского Государства верности Богом избранному Царю и его роду, «ея же по мале времяни написавше, и прочтоша сию Утверженную грамоту на вселенском Соборе, и выслушав, на болшое во веки укрепление, митрополиты, и архиепискупы и епискупы руки свои приложили, и печати привесили, а архимариты, и игумены и честных монастырей соборные старцы руки свои приложили; а боляре, и околничие, и дворяне и дияки думные руки же свои приложили на том, как в сей Утверженной грамоте написано с совету всего Освященнаго вселенскаго Собора, и боляр, и дворян и всех чинов всяких людей царствующего града Москвы и всея Руския Земли, всему инако не быти, а быти так во всем по тому, как в сей Утверженной грамоте писано» (У.Г.).

Избрание Государя Царя Михаила Федоровича Романова и его Царских потомков на Российское Государство было Божественным, а не человеческим, что свидетельствуют следующая статья Утвержденной грамоты: «Тем же тебя убо, превеликий Государь Михайло Федорович, не по человеческому единомышлению, ниже по человеческому угодию предъизбра; но по праведному суду Божию сие Царское избрание на тебе, Великом Государе». Ввиду этого обстоятельства Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви произвел отлучение от Православной Церкви тех людей Российского Государства, которые нарушат данное Соборное Уложение, а тем самым – Божественное определение о власти в Российском Государстве. Вот статья Утвержденной грамоты с изложением произведенного отлучения от Православной Церкви нарушителей данного Соборного Уложения: «А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр Царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей, и в каком чину ни буди, по Священным Правилом святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божии отлучен и святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего Православнаго Хрестьянства мятежник, и разорител Закону Божию, а по Царским законом месть воспримет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву» (У.Г.).

В конце своего общенародного дела участники Земского Церковно-Государственного Собора 1613 года «егда же написавше и совершихом сию Утверженную грамоту, и святителскима рукама укрепльше и печатми своими утвердивше, вкупе и болярскими руками, и честных монастырей архимаритов, и игуменов, и соборных старцов и всего Освященнаго Собора, непреложнаго ради и непременнаго утвержения, тогда митрополиты, и архиепискупы, и епискупы с архимариты и с ыгумены, и с соборными старцы и со всем Освященным Собором, и з боляры, и з дворяны и с приказными людми, яко, да вкупе духовный совет сотворше, Соборне изберут место и поведят вкупе, в нем же аще сохранно утвердивше положити сию Утверженную грамоту, да будет твердо и неразрушимо в предъидущая лета в роды и роды, и не прейдет ни едина черта, или [й]ота едина от написанных в ней ничесоже. И тако все вкупе совещавшеся, и твердым согласием святаго Духа положиша ю в хранила Царские к докончалным и Утверженным грамотам» (У.Г.).

Всех рукоприкладств, то есть подписей, на Утвержденной грамоте, начиная с подписи тогдашнего первенствующего епископа Русской Православной Церкви, митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, и подписей остальных членов Освященного Собора Русской Православной Церкви, поставлено 235. Причем это подписи людей разных национальностей, но всех до единого являющихся членами Поместной Русской Православной Церкви. Конечно же, большинство из них – русских людей. Однако ряд подписей на Утвержденной грамоте сделан на татарском языке людьми, крестившимися в Православную веру, из присоединенных Государем Царем Иваном IV к Московскому Государству Царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Часть этих подписей была переведена на русский язык переводчиком Иностранной коллегии в 1723 году, а часть – академиком Ф.Е. Коршем, сделавшим оставшиеся переводы рукоприкладств для 2-го издания Утвержденной Грамоты, сделанного С.А. Белокуровым в 1906 году. К примеру, рукоприкладство Утвержденной грамоты за № 199 в переводе с татарского языка звучит следующим образом: «За город Тюмень и за выборных товарищей своих от города Кадома я, Василий мирза, руку приложил» (У.Г.).

11 июля 1613 года по Божией воле состоялось Церковное Таинство Венчания на Царство Государя Михаила Федоровича Романова.

И до сего дня в Поместной Русской Православной Церкви Соборное Уложение 1613 года продолжает действовать, ибо ни один законный Освященный По… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz